Войти

Кто на сайте

Сейчас 10 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

 

Игры для учеников начальной школы с родителями на развитие памяти:

 

·         Попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Во время вашей уборки, ребенок ее рисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату до уборки и после («найди отличия»), а рисунок поможет ему в этом.

·         Во время покупок в магазине, пусть ребенок запоминает все купленные продукты и цены на них. Когда вы придете домой, пусть ребенок перечислит все покупки. Затем поможет вам разбирать сумки и назовет способы использования и стоимость каждой купленной вещи.

·         Попросите ребенка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5 – 15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

 

Для развития памяти также необходимо:

·         Пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребенку;

·     Рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

·         Пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);

·         Смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

 

Памятка для учащихся по подготовке к ЕГЭ

 

1. Старайтесь, как можно чаще использовать проверку своих знаний в тестовой форме.

 Помните, что тестовые задания могут быть разного типа: выбор правильного ответа, верно или неверно, закончите предложение, заполните пробелы, с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановите последовательность и т.п. Чем больше вы знаете о тестах, тем легче вам выявить свои слабые места и справиться с тестированием. Ваша цель обнаружить как раз эти слабые места и выработать соответствующую линию поведения.

 2. Вам необходимо обладать некоторыми знаниями о построении теста.

 Проанализируйте тест: для проверки какой области знаний он предназначен, сколько времени выделяется на работу с тестом, как необходимо работать с ним, какие типы заданий он включает, есть ли необходимость рисовать графики, писать формулы, составлять таблицы или схемы? Данные знания помогут вам быстро сориентироваться в выполнении тестовых заданий, равномерно распределить время на его выполнение, определить стратегию выполнения, правильность оформления ответов и заполнения бланка ответов.

 3. Правильно формируйте свое поведение во время проведения единого государственного экзамена.

 Правильное поведение дается не каждому. Помните, что могут возникнуть следующие проблемы: волнение, нервозность, страх, антипатия, цейтнот. Во время подготовки к тестированию придерживайтесь следующей стратегии. Для обозначения времени, которое вы тратите на тестирование в определенных ситуациях, используя часы и отмечая результаты в тетради для самоподготовки, проделайте следующее:

 а) ответьте на все вопросы теста без ограничения времени, то есть потратьте времени столько, сколько вам потребуется для ответов;

 б) введите временные ограничения, т.е. обозначьте предварительно для себя конкретное время, какое необходимо потратить в соответствии с требованиями, например, 120 минут;

 в) сократите время тестирования, например, до 90 минут (тренировка в стрессовых условиях);

 г) проанализируйте ситуации, отметьте, что с вами происходило, что вы чувствовали, как вели себя, как менялась ваша стратегия работы с тестовыми заданиями, что вам мешало, а что помогало справляться с заданиями.

 4. В период подготовки к ЕГЭ даже если у вас не возникает проблем, ведите дневник самоконтроля, в котором вы будете отмечать:

 а) время подготовки, затраченное на упражнения на этапе ненормированного тестирования;

 б) время проведения теста, необходимое вам при тестировании согласно требованиям теста;

 в) состояние вашей подготовки: на какой стадии вы находитесь в настоящее время.

 5. Составьте расписание подготовки (приблизительно от 30 до 60 минут в день), приурочив занятия к определенному времени дня. Это поможет вам сознательно проводить самоконтроль и самодисциплину. Важным признаком самоконтроля является умение принимать решения самостоятельно без давления извне.

 6. Использование успокаивающих средств накануне или перед экзаменом не принесет вам успеха, так как успокаивающие средства, которые в лучшем случае, сдерживают нервное  возбуждение, тем самым снижают важную составляющую успеха, а именно волю к преодолению трудностей, снижают способность к самокритике и работоспособность учащегося. Наличие небольшого уровня волнения является показателем боеготовности экзаменуемого, и оно необходимо для оптимизации поведения при тестировании.

 При работе с тестовыми заданиями во время экзамена многое зависит от того, что вам удастся вспомнить.

 А) Для того, чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоиться.

 Б) Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ.

 В) Ищите смысловые и структурные связи.

 Г) Используйте ассоциации.

 

Памятка для родителей по подготовке к ЕГЭ

 

На результаты ЕГЭ влияют:

- уровень предметной подготовки;

- уровень тестовой культуры выпускника;

- психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.

 В психологии существует понятие «тестовая искушенность» - любой испытуемый, который подвергается тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз. Эти преимущества складываются из ранее определенного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, навыками работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов. У детей с повышенной мнительностью, тревожностью, эмоциональной нестабильностью и некоторыми другими индивидуально-личностными особенностями недостаточная или полностью отсутствующая тестовая искушенность может привести к значительно искаженным результатам тестирования.

 

Распределение ответственности при подготовке к экзамену

 Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей ребенка – одна из острейших проблем в психолого-педагогической практике. Можно встретить две крайности этого явления: с одной стороны попытку возложить ответственность за ребенка на школу («Я вам отдал, вы и воспитывайте»), с другой стороны – стремление школы сделать ответственным родителя («Займитесь вашим ребенком»). Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия.

 Важна позиция, которая декларируется и предъявляется школой: «Мы вместе помогаем нашим детям подготовиться к экзамену». Для достижения этой цели возможно проведение тематического родительского собрания, на котором родители знакомятся с информацией о содержании и структуре подготовки к экзамену, реализуемой в школе, которое позволяет осмыслить свою долю ответственности в этом сложном процессе.

 Для проведения собрания необходимо привлекать специалистов, занятых подготовкой выпускников: завуча, учителей-предметников и т.д. Такая форма позволяет высветить два компонента: информационный, во время которого сотрудники школы предоставляют данные о сути экзамена и организации подготовки к нему (расписание консультаций и т.д.), и интерактивный, обеспечивающий родителям возможность в дискуссионном формате обсудить собственный вклад в процесс подготовки ребёнка к экзамену.

 

Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ – работа с «мифами»

 

Основная цель проработки – осознание существующего предубеждения и обсудить их на родительском собрании, что позволяет сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.

 Оптимальный метод, позволяющий достичь этой цели - групповая дискуссия, в которой главным становится не достижение единой позиции, а свободное обсуждение мнений по обозначенному ведущим вопросу. Важно помнить о формировании предельно позитивного отношения. Такое обсуждение позволяет выразить собственные страхи и тревоги и поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете найти ресурсные моменты в данной форме экзамена.

 Что нужно знать родителям о психических особенностях детей

 Характеристики одной из групп риска: Астенические дети

 Основная характеристика астенических детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них  снижается темп деятельности и резкое увеличивается количество ошибок.

 Основные трудности.

 ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении длительного времени (трех часов), поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

 Рекомендации для родителей

 На этапе подготовки.

 Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые  выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется - таковы его индивидуальные особенности.

 Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.

 После экзамена.

 С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ

 

1. Влияние на  подростка может быть только опосредованным!  Необходима смена тактики со стороны взрослого. При этом необходимо сохранить общую закономерность отношений с ребенком, несмотря на то, что родитель с возрастом ребенка меняется. Если родитель не желает изменить сбою тактику отношения с ребенком, дальнейшая помощь психолога бесполезна. Запреты на подростка не действуют!

 Примеры опосредованного влияния: «…я где-то слышала, что это помогает, хочу испробовать на себе…», или «…я не стала бы так делать, но подумай, попробуй сам…».

 2. Круг общения формирует личность подростка.  Необходимо знать друзей вашего ребенка и знать их влияние! Важно выбрать сферу деятельности. Не подсовывайте «хороших» детей в друзья, пока не поменяли сферу деятельности. Не запрещайте дружить с «плохими» детьми, приглашайте их домой, постарайтесь узнать их. Понимание плохого относительно!

 Помните, у подростка на первом плане – эмоции! Подросток не должен бояться и избегать дома! Нельзя лишать подростка даже «плохих» друзей (можно ограничиться бормотаньем под нос — «хорошо, что ты хоть этого не делаешь»), но при этом важно ненавязчиво контролировать их дружбу. Плохо, если у подростка нет друзей!

 Золотое правило подростка – дружба! (здесь закладываются такие черты характера, как преданность, надежность).

 3. Авторитет родителей падает – это надо принять как должное! Кризис пройдет и авторитет восстановится. Не допускать фраз «ты почему мне хамишь?», «что ты себе позволяешь?»

 Подросток не должен быть всегда готовым к схватке. Родителем нужно устраниться. У подростка «рога, колючки», ему надо кого-то колоть. Лучше отодвинуться.

 Нельзя родителям искусственно повышать свой авторитет! Подросток – как тест на психологическую зрелость родителей.

 4. Мораль послушания меняется на мораль равенства. Поставьте ребенка рядом с собой.

 5. Жизнь родителей не для детей, а рядом с ними! Жизнь родителей не должна быть растворена в ребенке.

 6. Необходимо сократить личное свободное время подростка! (лежание на диване, балдение). Личное, свободное время подростка: 40 часов в месяц норма, 70-60 часов в месяц — фактор риска! 120 и более — асоциальное поведение!

 7. Переложите часть доступных забот на подростка.  Позвольте ему (ей) подработать, так как физическая усталость  и экономическая независимость – лучшее лекарство. Подросток должен чувствовать, что работает на себя.

 Взрослость — это наличие ответственности!

 Родитель подростку: «Ты хочешь быть взрослым? Пожалуйста, вот круг твоих обязанностей!». Но подросток должен чувствовать себя уверенно. Вы должны его научить, что чего стоит.

 8. Время, затраченное на педагогическое  воспитание подростка не пропорционально результату!

 Родитель воспитывает собой, а не методикой.

 9. Обеспечьте эмоциональный баланс. Если нужно, снимите душевный груз, облегчите школьные проблемы,  приблизите ребенка к дому, где Вы — его духовник». Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Дом —  мое убежище». Ребенок запрограммирован на отметки. Нельзя приучать бояться плохих отметок.

 Ребенок должен сам для себя выписывать отметки,  контролировать себя. Ребенок не должен бояться ходить в школу. Главная заповедь «Не ври, не бойся!».

 10. Устраните режим сетования и брюзжания. Подростку этот груз не под силу. Настанут лучшие времена. Ваше настроение улучшиться, а подросток превратится в пессимиста и циника и никакие перемены к лучшему не изменят его характера.

 11. Не оправдывайте худших ожиданий своих детей! Ребенок знает, что за хорошее –  его ждет конфетка, за плохое – наказание. Подросток психологически готов к наказанию – наказание не достигает цели. Необходимо изменить тактику. Не допускайте сцен после родительского собрания, так как подросток ждет сцены.

 Запомните! Не ругайте подростка в присутствии других подростков, не ругайте подростка по ситуации, не унижайте по привычке.

 Самое «тупиковое» и ужасное наказание — не разговаривать, дуться.

 12. Не надо становиться на точку зрения подростка. Если она не совпадает с Вашей точкой зрения, надо предполагать, что он относится к ней негативно. Правильнее подобрать аргументы и постараться убедить.

 Подросток не может быть арбитром. Его мнение, по возможности, учитывается.

 13. Кризис подростничества – нормативность.

 Помните — улучшение и стабилизация наступят.

 14. «Жалейте, балуйте детей, потому что никто не знает, какие несчастья их ждут в будущей жизни» (М. Булгаков).

 «Балуйте» в психологическом смысле значит «счастье — когда тебя понимают».

 Отношение к подростку должно быть щадящим, с расчетом на его подростковые возможности.

 15. «Думай положительно». Одна мысль, что все будет хорошо, дает положительный потенциал (энергия следует за мыслью), у ребенка не создается комплекса неудачника. Не сдержавшись в агрессии, мы получаем отпетую агрессию.

 16. Основная, проблема подростка — уподобление по мыслям.

 Подростки уподобляются друг другу, близким взрослым. Идет психологическая пересадка мыслей, далее абстрактное реформаторство (т.е. всегда негативные ответы на все проблемы, жизнь представляется в черно-белом варианте). Но все-таки в жизни подростков больше вопросов, чем ответов «Кто я? Какой я?» Если подросток не находит ответов — тупик (возможны попытки самоубийства). Всеобщее отрицание часто переходит в форму «меня никто не любит».

 17. Проблема полового просвещения.

 Половое воспитание не равно половому просвещению. Половое воспитание девочки, как будущей женщины, мальчика — как будущего мужчины идет с рождения. Половое просвещение должно соответствовать возрасту ребенка. Помните — подросток сам никогда не задаст вопросов.

 Всю необходимую информацию он должен получить от специалиста, из литературы. Задача родителей — помочь ему в получении информации.

 18. Подростки отличаются психологией бунтарства. Они — революционеры (все плохо, всё надо разрушить, построить хорошее) Необходимо эту энергию направить в полезное русло (спортивные секции, коллективное созидательное действие).

 Подросток ищет авторитет.  Взрослые впадают в крайности: одни морально устаревают (не понимают своего выросшего ребенка), другие начинают подыгрывать «играть в молодость». В результате подростки начинают уходить в себя, стесняться своих родителей.

 Надо — быть компетентным лицом, иметь свое мнение на все вопросы, тогда подросток сам придет к Вам.

 19. Запомните!  Не только дети разочаровывают родителей, но и родители – детей.

 20. Не должно быть процедуры посвящения во взрослость. Подросток сам ощутит порог «Все, я взрослый».

 21. У подростка не слабость воли, а слабость цели. Необходимо обеспечить далекую перспективу (на год, на 5 лет).

 22. Обеспечьте автономию подростку. Считайтесь с его желаниями.

 23. ВЫВОД: одичание детей — результат одичания взрослых.

 

Ссылки

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов